Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
8 (3435) 25-57-40  директор
8 (3435) 25-57-59 заместитель 

ЛОГОПЕД

Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих стойкий характер и не исчезающих без помощи специалистов.

В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).

Цель  работы логопеда  в общеобразовательном учреждении —

оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения  развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.

К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), а также различные виды дисграфии и дислексии.

Основными  задачами  ПЕДАГОГА -логопеда являются:

  • коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Зачисление на занятия  осуществляется на основе обследования  речи обучающихся, рекомендаций ПМПК

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.

Занятия с обучающимися, как правило, проводятся во вне урочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. 

Артикуляционная гимнастика

На начальном этапе постановки звуков рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику. Она помогает развитию, уточнению и совершенствованию основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые  у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Артикуляционная гимнастика очень полезна также и детям с правильным, но вялым  произношением (про которых говорят, что у них каша во рту). Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе  материала надо учитывать его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Дети должны видеть свое лицо и лицо педагога, поэтому выполняется артикуляционная гимнастика сидя перед зеркалом. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и  правильностью,  плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

- рассказ о предстоящем упражнении и использованием игровых приемов, например « вырос грибок на опушке» и др.;

- показ взрослым упражнения;

-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

- контроль взрослого за выполнением, указание  на ошибки.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят говорить четко и красиво  не только детям, но и взрослым.

Виды речевых нарушений

Дислалия-

Нарушение произношения при нормальном  слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  Дислалия является одним из самых распространенных  дефектов речи. Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении (вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке (например, горловое Р), заменах одних звуков другими (звук заменяется другим, который имеется в системе языка) и в отсутствии звуков (выпадение звука в начале, середине или в конце слова)

Дисграфия-

Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение  процесса  чтения.

Проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Алалия – системное недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка( до формирования речи).

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения.  Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения. Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.

Заикание  - нарушение темпо — ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.  Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо — физиологическими дефектами речевого аппарата. В логопедии к  ринолалии принято относить дефекты, обусловленные грубыми расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

Дизартрия-

Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях  голосообразования, а так же в изменениях темпа, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе , от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта