ЛОГОПЕД
Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих стойкий характер и не исчезающих без помощи специалистов.
В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).
Цель работы логопеда в общеобразовательном учреждении —
оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.
К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), а также различные виды дисграфии и дислексии.
Основными задачами ПЕДАГОГА -логопеда являются:
- коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Зачисление на занятия осуществляется на основе обследования речи обучающихся, рекомендаций ПМПК
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.
Занятия с обучающимися, как правило, проводятся во вне урочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Артикуляционная гимнастика
На начальном этапе постановки звуков рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику. Она помогает развитию, уточнению и совершенствованию основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Артикуляционная гимнастика очень полезна также и детям с правильным, но вялым произношением (про которых говорят, что у них каша во рту). Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Дети должны видеть свое лицо и лицо педагога, поэтому выполняется артикуляционная гимнастика сидя перед зеркалом. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:
- рассказ о предстоящем упражнении и использованием игровых приемов, например « вырос грибок на опушке» и др.;
- показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- контроль взрослого за выполнением, указание на ошибки.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят говорить четко и красиво не только детям, но и взрослым.
Виды речевых нарушений
Дислалия-
Нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении (вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке (например, горловое Р), заменах одних звуков другими (звук заменяется другим, который имеется в системе языка) и в отсутствии звуков (выпадение звука в начале, середине или в конце слова)
Дисграфия-
Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:
— формирование фонематического восприятия;
— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
— развитие пространственно-временной ориентации;
— развитие зрительного и слухового восприятия;
— развитие связной речи;
— развитие процессов чтения и письма.
Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Алалия – системное недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка( до формирования речи).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения. Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.
Заикание - нарушение темпо — ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо — физиологическими дефектами речевого аппарата. В логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные грубыми расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.
Дизартрия-
Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а так же в изменениях темпа, ритма и интонации.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе , от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта